1
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Начальная школа – детский сад №68» (Далее – МБОУ №68) является нормативным
документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении с учетом его учебно-методического, кадрового и материальнотехнического оснащения.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии
серия 05ЛО1 № 0002968 от 13.05.2016 г. Министерство образования и науки Республики
Дагестан.
Нормативно-правовое обеспечение:
– Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966
«Положение о лицензировании образовательной деятельности»;
- СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ 28.09.2020 г. № 28;
- СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций
и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", изм.
от 24.03.2021;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»;
– Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года № 08-249;
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под
ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное),
испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Учебный план ориентирован на концепцию дошкольного воспитания, учитывает
основные положения:
- Инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 №65/23-16 «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
- Инструктированного письма Минобразования России от 02.06.1998 №89/34-16 «О
реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и
педагогических технологий»;
– Устав МБОУ № 68
- Лицензией на осуществление образовательной деятельности
Педагогический коллектив МБОУ «Начальная школа – детский сад №68» реализует
основную образовательную программу дошкольного образования (Далее - ООП ДО),
2
разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, с учѐтом основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – 5 –е изд., перераб. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 г. – 336 с. и Региональной
образовательной программы дошкольного образования Республики Дагестан / Авторы: М.И.
Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А. Исмаилова, А.В. Гришина и др.; под редакцией
Г.И.Магомедова. – Махачкала: ООО Издательство «НИИ педагогики», 2015 г.
Основные цели учебного плана:
- регламентировать организацию образовательного процесса;
- установить формы и виды организации образовательного процесса;
- определить количество недельной образовательной нагрузки по каждой возрастной группе
Учебный план дошкольных групп МБОУ № 68 на 2020 – 2021 учебный год является
локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и
объѐм учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции.
Учебный год начинается с 1 сентября 2021 года и заканчивается 31 мая 2022 года.
МБОУ «Начальная школа – детский сад №68» работает в режиме пятидневной рабочей
недели.
Учебный план дошкольных групп МБОУ соответствует Уставу МБОУ, основной
образовательной программе МБОУ, обеспечивает выполнение ФГОС ДО, гарантирует
ребѐнку получение комплекса образовательных услуг.
В соответствии с требованиями к основной общеобразовательной программе
дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на
образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого
и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
-построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных
особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
- принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Одной
из
форм образовательной
деятельности
является
непрерывная
непосредственно-образовательная деятельность, которая рассматривается как занимательное
дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Это занимательное дело основано на одной или нескольких детских деятельностях,
осуществляемых совместно со взрослыми, и направлено на освоение детьми одной или
нескольких образовательных областей (принцип интеграции).
Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями
(СанПин 3.1/2.4.3598-20).
Продолжительность непрерывной непосредственно - образовательной деятельности:
3
для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут;
для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объѐм образовательной нагрузки в первой половине дня:
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и
подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведѐнного на организованную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не
менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Еѐ продолжительность
составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной
деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности
и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации
непрерывной непосредственно образовательной деятельности с 2 до 3 лет – подгрупповые,
от 3 до 7 лет - фронтальные. В образовательном процессе используется интегрированный
подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской
деятельности.
В летний период с 01.06.2022г. по 31.08.2022г. проводится 1 ООД в день (в течение
недели 3 физкультурных – по возможности на улице в виде подвижных игр, и 2
музыкальных в виде развлечений). В это время увеличивается продолжительность прогулок,
а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии,
музыкальная и изобразительная деятельность, а также различные виды детской
деятельности.
В МБОУ «Начальная школа – детский сад №68» функционируют 8 групп.
Из них группы: общеобразовательной направленности –
8____:
- 1группа - раннего возраста;
- 7 групп – дошкольного возраста.
Группы
Вторая группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Возраст
с 2 до 3 лет
с 3 до 4 лет
с 4 до 5 лет
с 5 до 6 лет
с 6 до 7 лет
Количество групп
1
2
2
2
1
Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в разных возрастных группах
В соответствии с требованиями СанПин 3.1/2.4.3598-20
Возрастная
Продолжительность
Максимально допустимый объем
группа
непрерывной
образовательной нагрузки
образовательной
деятельности
(Временная длительность)
I половина дня
II половина дня
1-я младшая
10 мин.
10 мин.
10 мин.
(2-3 года)
4
Недельная
нагрузка
1 ч. 40 мин
2-я младшая
(3-4 года)
Средняя
(4-5 лет)
Старшая
(5-6 лет)
Подготовительная (6-7 лет)
15 мин.
30 мин.
20 мин.
40 мин.
25 мин.
50 мин.
30 мин.
1 ч.30 мин.
15 мин.
1 раз в неделю
20 мин.
1 раз в неделю
25 мин.
Не >2 раз в неделю
30 мин.
Не >3 раз в неделю
2 ч. 45 мин
4 ч.
6 ч. 25 мин
8 ч. 30 мин
Расписание организованной образовательной деятельности соответствует
учебному плану.
Основные задачи учебного плана:
1.Регламентация воспитательно - образовательной работы.
2.Реализация ФГОС ДО к содержанию и организации образовательного процесса в МБОУ
«Начальная школа – детский сад №68»;
3.Обеспечение единства всех компонентов (федерального и регионального).
Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти
образовательных областях:
1.«Социально-коммуникативное развитие»;
2.«Познавательное развитие»;
3.«Речевое развитие»;
4.«Художественно-эстетическое развитие»;
5.«Физическое развитие».
Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы:
1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
– нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения;
– развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры);
– ребенок в семье и обществе;
–формирование позитивных установок к труду и творчеству;
– формирование основ безопасности.
Задачи регионального содержания дошкольного образования по социальнокоммуникативному развитию реализуется через приобщение детей к традициям и
обычаям своего народа, воспитанию этнокультурного поведения и направлены на
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
2.Образовательная область «Познавательное развитие»:
– формирование элементарных математических представлений;
– развитие познавательно-исследовательской деятельности;
– ознакомление с предметным окружением;
– ознакомление с миром природы;
– ознакомление с социальным миром.
Задачи
регионального
содержания
дошкольного
образования
по
познавательному развитию ориентированы на решение комплекса задач,
направленных на развитие познавательного интереса дошкольников о родном крае, на
формирование положительного отношения к малой родине, и как следствие, на
воспитание чувства патриотизма, любви и привязанности к малой родине, чувства
гордости за нее и бережного отношения к ней.
3.Образовательная область «Речевое развитие»:
– развитие речи;
– приобщение к художественной литературе.
5
Задачи регионального содержания дошкольного образования по речевому развитию
реализуется через ознакомление с народным фольклором, писателями и поэтами Республики
Дагестан, художественными произведениями о городах, поселках, селах (аулах), природе
родного края.
4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
– приобщение к искусству;
– изобразительная деятельность;
– конструктивно-модельная деятельность;
– музыкальная деятельность;
– развитие игровой деятельности (театрализованные игры).
Задачи регионального содержания дошкольного образования по художественноэстетическому развитию направлены на формирование у детей эстетического восприятия,
эмоциональной отзывчивости к красоте родной природы, произведениям изобразительного и
декоративно-прикладного искусства народов Дагестана и творческого развития личности в
процессе изобразительной и самостоятельной художественной деятельности. Ознакомление
с народными
музыкальными инструментами, с музыкальными произведениями
дагестанских композиторов и народными танцами.
5.Образовательная область «Физическое развитие»:
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
– физическая культура.
Задачи регионального содержания дошкольного образования по физическому
развитию направлены на физическое развитие детей дошкольного возраста с учетом
климатических условий и этнокультурных традиций физического воспитания детей и
реализуется через формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в
Республике Дагестан и спортивных традициях. Развитие интереса к участию в подвижных
играх народов Дагестана.
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и
вариативная (модульная) часть.
В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений:
– обязательная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на
освоение ООП ДО. Обязательная часть ООП ДО предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части ООП ДО и реализуется
через обязательные занятия.
– часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40% от
общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП ДО и реализуется через
занятия по выбору (дополнительное образование).
Вариативная часть формируется МБОУ «Начальная школа – детский сад №68» с
наличием приоритетных направлений его деятельности.
Дополнительная образовательная деятельность (кружковая работа реализуется в
рамках совместной деятельности воспитателя и детей) ведется в соответствии с
программами дополнительного образования.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные
программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формах организации
образовательной работы:
– Образовательная программа по физическому развитию «Орлята» / авторы - сост.: У.А.
Исмаилова, Д.И. Гасанова,2016 г.
6
– Образовательная программа по речевому развитию «Мы учимся говорить по- русски» / авт.
сост. М.И. Шурпаева, 2016 г.
– Образовательная программа по социально-коммуникативному развитию «Я и ты» / авт.сост. Л.Ф. Гусарова, 2016 г.
– Образовательная программа по социально-коммуникативному развитию «Салам алейкум» /
авт.-сост. С.К. Амирова, У.А. Исмаилова.
– Образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «От истоков
прекрасного к творчеству» / авт. сост. М.М. Байрамбеков, 2016 г.
– Образовательная программа по познавательному развитию «Познаем наш край родной»
/авт. сост. А.В. Гришина, 2016 г.
– Образовательная программа по познавательному развитию «Мир вокруг»/ авт. сост. У.А.
Исмаилова, 2016 г.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на
ребѐнка за счѐт части, формируемой участниками образовательного процесса,
введены следующие правила:
– продолжительность дополнительных занятий соответствует продолжительности в
соответствии с возрастными нормами.
Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами специалистов
соответствующей
квалификации,
рабочими
программами,
методическими
рекомендациями, дидактическими материалами, диагностическими материалами.
Данный учебный план гарантирует готовность детей к школьному обучению.
7
Учебный план организованной образовательной деятельности
по программе «От рождения до школы»
Организованная образовательная деятельность
Образовательная
область
Вторая группа
раннего возраста
(от 2 до 3 лет)
Физическое развитие
Длительность
Младшая
группа
(от 3до4 лет)
Периодичность
Средняя
группа
(от 4 до 5 лет)
Старшая
группа
(от 5 до 6 лет)
Подготовит
ельная к
школе
группа (от 6
до 7 лет)
Интеграция
образовательных
областей
Физическое развитие
3 раза в
3 раза в
3 раза в
3 раза в
3 раза в
-социально –
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
коммуникативное;
1 из которых на 1 из которых на 1 из которых на
1 из которых на 1 из которых -познавательное;
открытом воздухе
открытом
открытом воздухе открытом воздухе на открытом -речевое;
воздухе
воздухе
-художественноэстетическое
10 мин.
15 мин
20 мин
20-25 мин
30 мин
Познавательное развитие
Формирование
элементарных
математических
представлений
Длительность
Количество
-социально –
коммуникативное;
-речевое;
-художественно эстетическое;
Во 2 группе раннего возраста проводится по усмотрению образовательной организации -физическое
во II половине дня.
10 мин
15 мин
20 мин
20-25 мин
30 мин
1 раз в
1 раз в
2 раз в
2 раз в
2 раза
месяц
неделю
неделю
неделю
в неделю
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной).
8
-социально –
Ознакомление
с
окружающим
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной).
Длительность
Количество
10 мин
1 раз в
неделю
15 мин
1 раз в неделю
20 мин
1 раз в неделю
20-25 мин
1 раз в неделю
коммуникативное;
-речевое;
-художественноэстетическое;
-физическое
30 мин
1 раз в неделю
Речевое развитие
Развитие речи
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной).
Длительность
10 мин
2 раза в неделю
15 мин
1 раз в неделю
-
-
Количество
20 мин.
20-25 мин
1 раз в неделю 2 раза в неделю
1 занятие
– развитие речи
1 занятие
– обучение
грамоте
30 мин
2 раза в неделю
1 занятия
– развитие речи
1 занятие
– обучение
грамоте
Английский язык
Длительность
Количество
20 мин.
20-25 мин
2 раз в неделю 2 раз в неделю
9
30 мин
2 раз в неделю
-социально –
коммуникативное;
-познавательное
-художественноэстетическое;
-физическое
Рисование
Лепка
Аппликация
Художественно - эстетическое развитие
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной) и самостоятельной деятельности детей.
1 раз в неделю
Рисование
Лепка
1 раз внеделю
Аппликация
Музыкальное развитие
2 раза в неделю
Длительность
Общее количество
Максимально
допустимый объем
недельной
образовательной
нагрузки
1 раз в
неделю
15 мин
1 раз в две
недели
15 мин
1 раз в две
недели 15 мин
2 раза в неделю
10 минут
10
10/360 (в год)
(1 час 40 минут)
15 минут
10
10/360 (в год)
(2 часа 30 минут)
1 раз в
неделю
20 мин
1 раз в две
недели
20 мин
1 раз в две
недели
20 мин
2 раза в неделю
20 минут
1 раза в
неделю
20-25 мин
1 раз в две
недели
20-25 мин
1 раз в две
недели
20-25 мин
2 раза в
неделю
20-25 минут
1 раза в
неделю
30 мин
1 раз в две
недели
30 мин
1 раз в две
недели
30 мин
2 раза в
неделю
30 минут
13
14
14
10/360(в год)
(3 часа 20 минут)
12/432 (в год)
(5 часов)
13/468
(6 часов 30 минут
при допустимых
СанПин 7 часов
30 минут) 2 ООД
на усмотрение
образовательной
организации
10
-социально –
коммуникативное;
-речевое
-познавательное
-физическое
-социально –
коммуникативное;
-речевое;
-познавательное;
-физическое;
-художественноэстетическое
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Ситуативные беседы
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
при проведении режимных
моментов
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Знакомство с книжной
культурой.
Чтение художественной
литературы
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Приобщение к доступной
трудовой деятельности.
Дежурства
(формирование
позитивных установок к
различным видам труда).
Трудовые поручения
(индивидуально и
подгруппами)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Развивающее общение на
прогулке (особенности
природы, свойства и
отношения объектов
окружающего мира).
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Игровая деятельность,
включая сюжетноролевую игру с
правилами и другие виды
игр
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательная и
исследовательская
деятельность Опыты,
эксперименты,
наблюдения (в том
числе, экологической
направленности)
11
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Ситуации общения
воспитателя с детьми и
накопления
положительного
социальноэмоционального опыта
Конструктивномодельная деятельность
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
Реализация самостоятельной деятельности детей
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная игра в
группе
Самостоятельная игра на
участке детского сада
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная
деятельность детей в
центрах (уголках)
развития
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя
гимнастика
Комплексы
закаливающих
процедур
Гигиенические
процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
12
Часть, формируемая участниками образовательного процесса реализация бесплатных образовательных услуг
Образовательная
Периодичность
Область
Младшая
Средняя
Средняя
Старшие
Подготовител
Название кружка
группа
группа «А»
группа «Б»
«А», «Б»
ьная
(3-4 года)
(4-5 лет)
(4-5 лет)
группы
(5-7 лет)
( 5-6 лет)
ХудожественноУмелые ладошки
Кружок
Кружок
Театральный Театральный
эстетическое развитие
национального национального
кружок
кружок
(согласно плану
танца
танца
воспитателя)
Кружок
Кружок
Кружок
Кружок
национального национального
Волшебная
Волшебная
танца
танца
кисточка
кисточка
Очумелые
Очумелые
ручки
ручки
Длительность
15 минут
20 минут
20 минут
25 минут
30 минут
Количество
1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 4
занятия в
4 занятия в
4 занятия в
4 занятия в
4 занятия в
Общее количество
месяц, 34
месяц, 36
месяц, 36
месяц, 34-36
месяц, 34-36
(в месяц) (в год)
занятий в год
занятий в год
занятий в год
занятий в год занятий в год
Максимально
15 минут
20 минут
20 минут
25 минут
30 минут
допустимый объем
недельной
образовательной
нагрузки
13
Интеграция
образовательных
областей
-социально
коммуникативное;
-речевое;
-познавательное;
-физическое;
-художественно
- эстетическое
14